АБХАЗИЯ – 1992: ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ВАНДЕЯ

     Светлана ЧЕРВОННАЯ     (Москва /  «Мосгорпечать»: 1993)
    

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. В 1988 г. именно в Сухуми прошла организованная Институтом этнографии (ныне - этнологии и этнической антропологии) им. Н. Н. Миклухо-Маклая предпоследняя "Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований за 1986-1987 гг., и только формирующийся тогда Абхазский Народный Форум "Айдгылара" встретил сочувствие и поддержку московских ученых, видевших в нем выразителя национальных интересов абхазского народа. В план созданного в 1989 г., как ведущее структурное подразделение Института, Центра по изучению межнациональных отношений (ЦИМО) под руководством М. Н. Губогло одной из первых была включена работа М. Ю. Чумалова по сбору документов и анализу гражданских движений в Абхазии, получившая впоследствии рабочее название "Абхазский узел".

2. В 1992 г. мы с М. Н. Губогло только что завершили и издали двухтомник "Крымскотатарское национальное движение": в неизвестном прежде, закрытом для официальной исторической науки явлении мы обнаружили такие глубокие гуманистические ценности и гражданские достоинства, что восхищение ими невольно экстраполировалось на другие национальные движения бывших "Народов СССР". Хотелось и казалось, что и здесь, в Абхазии, под "закрытыми" пока обозначениями - "Айдгылара", "Славянский дом" - можно найти те же или сходные демократические идеалы, те же образцы гражданской доблести и мужества, что и в крым-ско-татарском национальном движении, бросившем вызов тоталитарному коммунистическому режиму.

3. Зарубежную прессу, а также печать соседних (бывших "союзных") независимых республик мы здесь не рассматриваем, поскольку невозможно было охватить столь грандиозный материал.

4. Под небом Грузии, 1992, № 39.

5. Юйге Игилик, 1993, № 16.

6. Darrell Slider. Crisis and Response in Soviet Nationality Policy: The Case of Abkhazia. - Central Asian Survay. 1985. Vol 4, № 4.

7. См. напр.: С. 3. Лакоба, С. М. Шамба. Кто же такие абхазы? - Советская Абхазия, 1989, 8 июля; Б. Е. Сегария. Воспитание историей. -Бзыбь, 1988, 21, 23, 25, 28 июня.

8. Алексей Гогуа. Наша тревога. - Дружба народов, 1989, № 5. С. 158.

9. Марика Лордкипанидзе. Некомпетентность - в ранг истины? - Заря Востока, 1989, 21 июля. С. 3.

10. Виктор Сичинава. Судьба Абхазии с Грузией едина. Исторические свидетельства абхазо-грузинских взаимоотношений. - Демократическая Абхазия, 1992, № 7 (30 сентября). С. 2.

11. Зураб Папаскири. Нкоторые размышления о прошлом Абхазии и грузино-абхазских взаимоотношениях. - Демократическая Абхазия. 1992, Ns 13 (12 ноября). С. 2.

12. Цит. по публикации в газете: Демократическая Абхазия, 1992, № 7 (30 сентября). С. 3.

13. Автандил Мевтешашвили (Грузино-абхазские отношения и эксперты из Госкомнаца России. - Свободная Грузия, 1992, 20 ноября; Демократическая Абхазия, 1992, № 17 (2 декабря). С. 2-3.

14. Публикацию таких "разработок" содержит книга: В. Степанков, Е. Лисов. Кремлевский заговор. Версия следствия. М.: 1992.

15. "На переговорах в Москве, - пишет О. Васильева, - Шеварднадзе продемонстрировал матерство политика мирового уровня.' В крайне невыгодной для себя ситуации - представителя нелегитимного органа власти -он сумел использовать желание северокавказских лидеров ,<имеются в виду присутствовавшие на встрече главы бывших автономных республик и I краев - С. Ч.> подавить собственные национальные движения, победа ко-'• торых на ближайших выборах весьма вероятна в большинстве республик , Северного Кавказа. Владислав Ардзинба, не имеющий политического опы-' та, был сломан - он подписал документ, узаконивший пребывание грузинских войск на территории Абхазии и ни словом не оговаривающий федеративное устройство Грузии.

Впрочем, последнее обстоятельство весьма существенно как для лидеров Северного Кавказа во взаимоотношениях с российским президентом, так и для продолжения боевых действий на территории Грузии. Шеварднадзе удалось одержать локальную победу, которая, однако, приведет к радика-лизации национальнах движений Абхазии и Северного Кавказа, продолжению боевых действий в Абхазии с постепенным втягивавшем в него не только представителей Юга России, но и зарубежной адыгской диаспоры <...>. Для России договор - не только продолжение войны <?! - С. Ч.> вблизи собственных границ со всеми вытекающими отсюда последствиями ' (налаженные "теневые" потоки оружия, боеспособные подразделения в ад-I министративных единицах юга и др.) , но и будущие проблемы с автоно-1 миями, чье доверие к федеративному договору будет подорвано". - О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.:1993. С. 36-37.

16. См. Комсомольская правда, 1992, 19 декабря.

17. Такова, к примеру, статья Л. Оразаевой "Назад пути не стало". (Нарт, 1992, № 3 (сентябрь). С. 3-4.

"Парни, которые воюют в Абхазии, - пишет журналист, - русские, армяне, карачаевцы, адыга, чеченцы и многие другие заслуживают самых добрых слов и самого глубокого уважения..."

"Пока на земле Абхазии будет хоть один вооруженный грузин, мы отсюда не уйдем..."

Пространная анонимная историческая справка "Боль моя, Абхазия!" спекулятивно начинается цитатой из выступления А. Д. Сахарова, а завершается заявлением: "И решила малая империя оккупировать Абхазию. Доктрина фашиствующих в республике мародеров очень четко выражена устами командующего грузинскими войсками в Сухуми Каркарашвили: "Я уложу 100 тысяч гурзин, но навсгда решу абхазскую проблему, уничтожу 97 тысяч абхазов..." - Нарт, 1992, 2 (сентябрь). С. 2.

Откровенная передержка высказывания Каркарашвили, которую легко обнаружить при сличении этого текста с тем, что он действительно говорил по телевидению, редакцию нисколько не смущает.

18. Под небом Грузии, 1992, 28 августа, С. 1.

19. Эмиль Паин. Российское эхо кавказской войны. - Известия, 1992;

Демократическая Абхазия, 1992, 14 октября. С. 2.

20. Там же.

21. Виктор Кувалдин. Кавказский выход для Грузии и России. - Московские новости, 1992, Свободная Грузия, 1992, 6 ноября.

22. Там же.

23. Московская правда, 1992, 3 октября.

24. Под таким сенсационным заголовком выступил Сергей Бабурин, заявив: "Войну с абхазским населением Грузия ведет самым современным, в том числе и варварским оружием. <...> Все это воинским формированиям незаконного Госсовета, пришедшего к власти в результате государственного переворота, передано со своих складов Закавказским военным округом <...> то, что происходит в Абхазии, делается в интересах нынешнего руководства России..." - Сергей Бабурин: "Кровь Абхазии на Кремле". -"День", 1992, № 35 (30 августа - 5 сентбяря). С. 1. К этому заявлению здесь же подверстано письмо А. Стерлигова, додумавшегося до того, будто "Россия в лице гражданина Шеварднадзе Э. А. ведет необъявленную войну против народов Абхазии".

25. О. Супруненко. Русские в Сухуми. - Экспресс-хроника. 1993, № 17 (19-26 апреля). С. 3.

.26. Владислав Ардзинба с его яркой фотогеничностью и нервно-артистической манерой поведения перед телекамерами, наверное, может вызвать определенный эффект очарования, особенно у женской аудитории.

27. Нам известны случаи, когда работы российских публицистов оплачиваются из средств "воюющей Абхазии", печатаются "на деньги Ардзинбы".

28. Так это было. Национальные репрессии в СССР. 1919-1952 годы. Репрессированные народы сегодня. (Сост., редактор, автор предисловия, послесловия, примечаний и комментариев С. У. Алиева). М.: 1993, том 3. С.328.

29. Сергей Лабанов Грузино-абхазский конфликт: пролог. - Россия, 1992. (Цит. по газ.: Демократическая Абхазия, 1992, № 19 (13 декабря). С. 4.

30. Зураб Ачба: "Пора понять, что Абхазия - это Россия". - День, 1992, № 48 (29 ноября - 5 декабря). С. 2.

31. Там же.

32. Настоящий очерк составлен на основе указанной в библиографическом приложении литературы. Автор выражает сердечную благодарность рецензенту рукописи тбилисскому историку Залико Кикодзе, чьи замечания, особенно ценные в отношении исторической ретроспективы абхазо-грузинских отношений, учтены и использованы в данной главе.

32а. Такую мысль развивал, к примеру, поэт Михаил Квирилидзе на встрече с учеными в новосибирском Академгородке в 1989 г., утверждая:

"...Абхазский вопрос надуманный. Абхазы, так же, как кахетинцы, имеретинцы, гурийцы, сваны, мегрелы и т. д., - грузины, и вместе они составляют грузинский народ..." - Айдгылара (Единение), 1990. № 3. С. 5.

! 33. Численность населения и некоторые социально-демографические ха-; рактеристики национальностей Российской Федерации. М.: 1992. С. 7.

( ЗЗа. По данным, опубликованным в газете Абхазского Народного Форума "Айдгылара", число абхазов в Абхазской ССР несколько больше -' 95494 человека (грузин - не 239872 человека, как сообщает официальная статистика, а чуть меньше: 233049. - Айдгылара (Единение), 1990, № 4.С. 1.

34. По поводу даты "крещения" абхазского населения в исторической литературе есть некоторые разночтения. Так, Ст. Лакоба пишет: "При Византийском императоре Юстиниане I (527-565 гг.) абасги и апсилы официально приняли христианство (распространялось в Абхазии с первых веков н. э., в IV в. В Пицунде уже была греческая кафедра)". - Станислав Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 5.

35. Станислав Лакоба. "Очерки политической истории Абхазии". Сухуми. 1990. С. 4-5.

36. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: 1988. С. 35.

37. Робкую попытку открыть мечеть для верующих мусульман в Сухуми - на средства и по инициативе "соотечественников" из Турции - лидеры абхазского национального движения предприняли лишь незадолго до начала войны. Горисполком не успел реализовать это начинание.

38. Особенно любовно идея "абхазского язычества" культивируется в кругах национальной творческой интеллигенции. К примеру, мифологемы в творчестве художника Тариэля Ампара, основанные на древних пластах абхазо-адыгского фольклора, органично соответствуют его субъективным представлениям и рассуждениям о "язычестве в абхазской крови и народной памяти".

Во всем этом, однако, проявляется не столько подлинный национальный массовый менталитет, сколько определенный интеллектуальный поиск, творческая концепция, романтическая установка на раскрытие "языческой цуши" народа.

Всерьез вести речь о каких-либо языческих чертах современной абхаз:кой этнической культуры (верованиях, обрядах, основах мировоззрения)столь же нелепо, как представлять абхазский народ носителем "исламского фундаментализма" или "христианского смирения". Все это ему чуждо. Разумеется, представление о древнем пантеоне божеств, в который входят и верховный бог Анцэа, и бог огня и молнии Афа, и божество кузни "золотой владыка" Шьашва, сохранились не только в мифологии, но в какой-то мере и в религиозном сознании абхазов (об этом свидетельствуют итоги полевых этнографических исследований 1991-1992 годов, обобщенные в докладе: М. М. Барциц. К образу бога - покровителя кузни Шьашвы в религиозных верованиях абхазов. - В кн.: К новым подходам в отечественной этнологии. Грозный: 1992. С. 55-56). Но ни о какой исключительной религиозности абхазов ни в мусульманском, ни в языческом направлении говорить не приходится.

39. Ст. Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 7.

40. Ю. Н. Воронов. Русская диаспора в Абхазии: история и современность. - В кн.: Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов к международной научно-практической конференции... М.: 1992. С. 12.

41. Зураб Ачба: "Пора понять, что Абхазия - это Россия". - День, 1992, № 48 (29 ноября - 5 декабря). С. 2.

42. См.: Абхазы. - Этнополис (Этнополитический вестник России), 1992, № 1. С. 123.

43. А. Авторханов. Империя Кремля. Минск - М.: 1991. С. 48.

44. Andreas Kappeler. Russland als Vielvoelkerreich. Entstehung. Geschichte. Zerfall. Muenchen: 1993. S. 146, 149, 153, 354.

45. Цит. по кн.: Станислав Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 39, 42.

46. Там же. С. 23.

46а. На любопытное обстоятельство в этой связи обратил наше внимание 3. Кикодзе, отметив: "...Абхазская культура, или если угодно, абхазская цивилизация, в Средневековье представлена лишь грузинскими памятниками культовой архитектуры, которые в истории грузинского искусства выделены под названием Абхазской школы <...> ... Грузинским является не только алфавит, но и язык эпиграфических и прочих памятников письменности. Во времени и пространстве фиксированы как бы только грузины в Абхазии. В то же время в грузинских источниках много говорится об абхазах (народ, династия и т. д.). <...> Абхазская знать, аристократия и христианское духовенство владели и пользовались грузинским языком и письменностью..." (Из рецензии на рукопись настоящей книги).

Внутреннее убеждение в единстве, общности судьбы абхазов и грузин, с давних времен живущих рядом на одной земле и считающих эту землю своей родиной, в невозможности даже в чисто умозрительном плане располосовать ее по этническому признаку, а тем более "отдать" одному из двух коренных народов и лишить другой народ права считать эту землю "своей", глубоко проиикло научное мышление, в сознание передовой демократически настроенной общественности Абхазии. "Два наших народа,- писал, выражая эту мысль, историк В. Сичинава, - совместно прошли длительный исторический путь. Начиная с глубокой древности, они живут бок о бок, разделяя горе и радость; судьбы их тесно переплетены. Этого нельзя забывать никому и никогда" (Виктор Сичинава. Судьба Абхазии с Грузией едина. - Демократическая Абхазия. 1992, 30 сентября. С. 2).

"...Мы - грузины и абхазы - кровные братья, - говорится в обращении Госсовета Республики Грузия к "абхазским братьям и сестрам". - Дом наш был и есть единым, едины наша история, культура, из единого источника проистекает наше бытие..." (Дорогие абхазские братья и сестры! -Цикебави. Ведомости. 1992, 21 августа. С. 2). "Нас никто не в силах рассорить... - заявляет Аркадий Хашба. - ...нам суждено вместе и жить, и создавать единую страну на той земле, где жили наши предки. Исторический совместный путь абхазов и грузин еще не пройден..." - Аркадий Хашба: "Нас никто не в силах рассорить". - Свободная Грузия, 1993, 18 февраля. С. 2

466. См.: Ю. Н. Воронов. Русская диаспора в Абхазии: история и современность. - В кн.: Россия и Восток; проблемы взаимодействия... М.: 1992. С. 12.

47. Накануне созыва сейма, 9 февраля в Тифлисе между грузинской делегацией и делегацией Абхазского Народного Совета было заключено специальное соглашение, обеспечившее представительство Абхазии в Закавказском сейме как составной части Грузии. При этом устанавливались границы и гарантировалась автономия Абхазии.

48. Цит. по кн.: Ст. Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 65.

49. С декабря 1918 г. Ефрем Эшба стал одним из заместителей И. В. Сталина в Наркомнаце РСФСР и вошел в Центральное Бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП /б/. Москва бережно готовила кадры будущих вождей "Красной Абхазии", тренируя их на нелегальной, "партийной" работе и террористической деятельности в Баку, Батуми, Трапезунде. На свою сторону абхазские коммунисты небезуспешно старались перетянуть национальные воинские формирования, в частности созданную еще в конце 1917 года абхазскую дружину "Киараз", которая в 1921 году вместе с частями 9-й Красной Армии "освобождала" Абхазию, наводя ужас на местное население.

50. Н. Воробьев. О неосновательности притязаний грузин на Сухумский округ (Абхазию). Ростов-на-Дону: 1919.

51. Опубликованный 21 марта 1919 г. "Акт об автономии Абхазии" гласил: "Первый Народный Совет Абхазии, избранный на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, на заседании своем от 20 марта 1919 года от имени народов Абхазии постановил:

I/ Абхазия входит в состав Демократической республики Грузии, как ее автономная единица ...

2/ Для составления Конституции автономной Абхазии и определения взаимоотношений между центральной и автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе членов от Учредительного собрания Грузии и Народного Совета Абхазии… - Наше слово, 1919, 21 марта; Литературная Грузия, 1989, № 11. С. 155 156.

52 XII съезд РКП /б/. Стенографический отчет. М.: 1923. С. 472.

53. Кириллица использовалась для абхазской письменности еще в царской России - с XIX в., в 1926 г. абхазская письменность была переведена на новый легинский алфавит, в 1937 г. - на грузинскую графику, после 1953 г. возвращена кириллица.

54. Так, еще в царской России, по данным переписи 1897 года, абхазы в пределах нынешней Абхазской АССР составляли 55% населения (58697 человек), грузины - 24% - 25640 человек (См.: 1-я Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Кутаисская губерния. Спб: 1905. С. 32). К началу революции процент грузинского населения превысил 42, к концу 1980-х годов достиг 45,7%. Доля абхазского этноса в населении республики сократилась до 17,8 (по некоторым подсчетам 17,4%).

55. Айдгылара (Единение). 1990, № 3. С. 3.

56. Исключением были, пожалуй, наиболее острые события 1978 года в Абхазии, когда волнения охватили довольно широкие круги и для наведения порядка даже были приведены в боевую готовность войска. До кровопролития дело не дошло и "принятие жестких мер" ограничилось июньским Постановлением ЦК КПГ, указывающим на идеологические ошибки в историографии. Все эти события, как и полагалось в брежневские годы, были окружены глухой информационной блокадой. Широкая советская общественность об этом ничего не знала.

57. Дискуссия на Пленуме ЦК КПСС. - Правда, 1989, 21 сентября. С. 4.

58. Подробности этой кампании освещены в газете "Айдгылара" (Единение)", 1990, №5.

59. См.: Гражданские движения в Латвии - 1989. М.: 1990. С. 155-156.

60. Вадим Бакатин. Избавление от КГБ. М.: 1992, С. 49.

61. Цит. по кн.: О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.: 1993. С. 59.

62. О. Васильева публикует фрагмент интервью, которое дал ей в сентябре 1989 г. лидер партии национальной независимости Грузии Ираклий Церетели, который (якобы или на самом деле) заявил: "Вообще, те, кого мы сегодня называем абхазами, - не абхазы. Абхазы - грузинское племя, которое жило в Грузии, как сваны, мегрелы. Во время завоевания Кавказа Россией абхазы - мусульмане - ушли в Турцию, а в середине XIX века в Абхазию пришли кабардинцы, балкарцы, и большая часть сегодняшних абхазов - это их потомки. Я так считаю, народ должен иметь свою автономию, если он представляет автохтонное население - ни абхазы, ни осетины не являются таковыми. В кн.: О. Васильева. Грузия - как модель посткоммунистической трансформации. М.: 1993. С. 62.

63. Об этом писал, в частности, задолго до кровавых событий в Южной Осетии и Абхазии Тариел Кванчилашвили в статье "Что будет дальше?", опубликованной в "Литературной Грузии" ("Литератури Сакартвело"), 1988, 30 сентября. Подобные высказывания нередки у политических деятелей разного уровня, и хотя в воспроизведении таких высказываний возможны самые грубые передержки, искажения и провокации (так, напир-мер, если "по сообщению пресс-службы Верховного Совета Абхазии, министр обороны Грузии Тенгиз Китовани заявил, что в Грузии не будет никаких автономий" (НЕГА, 1992, 23 августа), - это вовсе не значит, что Китовани что-то подобное говорил), - все же, очевидно, что и в грузинскую печать, и в грузинскую политику (предвыборные платформы, программы ряда партий) проникает крайний субъективизм, пренебрежительное, высокомерное отношение к национальным меньшинствам, грубый инигилизм в вопросе о будущем территориальных или национально-культурных автономий. Такие факты неоспоримы, и читатель, знакомый с грузинской прессой или встречающийся с высказываниями грузинских национал-патриотов на бытовом уровне, сам найдет множество вопиющих примеров, подтверждающих данное признание.

64. Полностью "Абхазское письмо" не публиковалось. Фрагмент - цитаты из него приводит газета "Айдгылара (Единение)", 1990, № 4. С. 2.

64 а. Сравнивая ситуацию в Абхазии и Нагорном Карабахе, мы должны подчеркнуть принципиальное различие: схожие по форме проявления "сепаратизма", стремления изменить "статус" автономии, "вывести" ее из союзной республики по сути были совершенно различными движениями. "Карабах" - демократическое радикальное движение, направленное против коммунистического руководства Азербайджана и "Центра" - неслучайно было поддержано передовыми силами России (А. Д. Сахаров, Г. В. Старовойтова и др.). Абхазский сепаратизм, напротив, ориентировался на коммунистический "Центр".

65. См.: Шамба Т. М., Ковешников Е. М. Политическая система развитого социализма. М.: 1977; Шамба Т. М., Мураметс О. Ф. Правопорядок в развитом социалистическом обществе. М.: 1979; Шамба Т. М. Партийное руководство органами охраны социалистического правопорядка. М.: 1979 Шамба Т. М. КПСС и органы охраны правопорядка М.: 1979. В 1985 г. Т. М. Шамба защитил в АОН при ЦК КПСС диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме "Демократизм советского правопорядка (теория и практика)". От теории до практики оказалось недалеко.

66. И. Н. Цушба. Задачи партии по совершенствованию межнациональ-нах отношений в условиях перестройки. (На примере Абхазской ССР). - В кн.: Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональнах отношений в СССР. М.: 1989. С. 218-230.

67. Там же. С. 219.

68. Там же. С. 224.

69. Там же. С. 224.

70. Напомним, что в 1923 г. И. В. Сталин повел идеологическую атаку на грузинский "национал уклонизм", втягивая в провокационную интригу против Тбилиси абхазов, аджарцев и осетин.

71. Там же, С. 229-230.

72. Айдгылара (Единение), 1990 № 4. С. 2

73. Айдгылара (Единение), 1990, № 4. С. 2

74. Айдгылара (Единение), 1990, № 4. С. 3

75. Съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет. - Известия. 1989, 1 июня. С. 6.

76. Там же. С. 7.

77. Цит. по кн.: Анатолий Собчак. Хождение во власть. М.: 1991. С. 104.

78. Там же. С. 93.

79. Там же. С. 93.

80. "...Я не исключаю, - писал позднее А. А. Собчак, - что Тбилисская трагедия - результат... бессознательного инстинктивного самосохранения Системы. Накануне своего политического краха, но уже после того как тоталитаризм потерпел поражение на выборах народных депутатов, судорога событий 9 апреля была предопределена". - Анатолий Собчак. Хождение во власть. М.: 1991. С. 93.

81. Айдгылара (Единение), 1990, № 4. С. 3.

82. Там же.

83. Опубликовано впервые в газете "Демократическая Абхазия", 1992, 13 декабря. С. 4.

84. Из "Информации о некоторых результатах расследования событий, имевших место в г. Сухуми, в других городах и районах Абхазской АССР 15-16 июля 1989 года." Под грифом "Не подлежит разглашению". Полная ксерокопия текста, направленного из Верховного Совета Абхазии в прокуратуру СССР, в распоряжении автора. Фрагменты "Информации", включая цитируемую фразу, публиковались в газете Айдгылара (Единение)", 1990, № 4. С. 2-5.

85. Там же. Публиковалось также в газете "Демократическая Абхазия", 1992, 13 декабря. С. 4.

86. Сергей Лабанов. Грузино-абхазский конфликт: пролог. - Демократическая Абхазия, 1992, 13 декабря. С. 4.

87. Все это перечисляется в "Информации о некоторых результатах расследования событий, имевших место в г. Сухуми, в других городах и районах Абхазской АССР 15-16 июля 1989 года", составленной Комиссией Верховного Совета Абхазской АССР, сформированной 31 июля 1989 г.

88. О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.: 1993. С. 60. При этом погибло в сражении, оказывается, "17 человек (11 грузин, 5 абхазов, 1 грек) и ранено 448 человек" (Там же. С. 32).

89. Заря Востока, 1989, 23 июля.

90. Дискуссия на Пленуме ЦК КПСС. - Правда, 1989, 21 сентября. С. 4.

91. Сергей Лабанов. "Грузино-абхазский конфликт: пролог - Демократическая Абхазия, 1992, 13 декабря. С. 4

92. Характерно признание, сделанное в брошюре О. Васильевой "Грузия как модель посткоммунистической трансформации", об очевидной инс-пирированности которой спецслужбами бывшего СССР речь шла выше. Приводя ряд статистических данных, характеризующих более низкий уровень жизни в ЮОАО по сравнению с остальной Грузией, автор ссылается на доклад "Экономические аспекты межнациональных проблем", который был, цитируем, "подготовлен по запросу автора в августе 1989 года старшим сотрудником ЮОНИИ Кабисовой Дзирасой Григорьевной" (О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.:

1993. С. 61). Очень любопытная деталь, если вдуматься, зачем понадобилось "автору" (такому автору, за которым явно стоят аналитические службы КГБ СССР) направлять такого рода "запросы" в ЮОНИИ в августе 1989 года - за три месяца до начала трагических событий в Цхинвали, кому нужно было обдумать или своевременно подбросить взрывоопасную информацию, вытекающую из сравнения заработков и бюджетных расходов на душу населения в Грузии и Южной Осетии.

93. В нашем распоряжении есть весьма любопытный документ, который целесообразно процитировать, обратив внимание на некоторые особенности этого текста, составленного, видимо, в последних числах ноября 1989 г. Речь идет об обращении к "абхазским друзьям", подписанном "Адамон Ныхас" и опубликованном в 1-ом номере газеты "Айдгылара".

"Дорогие абхазские друзья!

Случилось то, что мы предсказывали в нашем к вам мартовском послании. У вас в июле и у нас в ноябре мини-империя <речь идет о Грузии -С. Ч.> оказалась неспособной уйти от стереотипа, в котором насилием подменяются все возможные аргументы.

Этот оправдавшийся прогноз отнюдь не доставляет нам удовлетворения, поскольку агония имперской психологии будет еще продолжаться. 9 апреля, 15 июля и 23 ноября - это лишь ее явные атаки, которые вполне еще могут повторяться, в том числе и по иным адресам: есть еще армяне, азербайджанцы, турки -месхетинцы и т. д. К тому же болезнь старая: англичанин Веховер еще на заре грузинского меньшевизма отмечал необыкновенный для малой нации разгул имперских амбиций". (Айдгылара (Единение), 1989, N 1).

Мы не знаем текста "мартовского послания" из Цхинвали, но сам факт, что в марте 1989 года там (там ли?) "предсказывали", "прогнозировали" и 9 апреля, и 15 июля, и 23 ноября не может не обратить на себя внимание: кто же это так мудро все предвидел? Не тот ли, кто строил такие точные прогнозы, сам и готовил соответствующие провокации? Поразительно хорошо этот прогнозист был осведомлен и в конкретных "адресах", и в последовательности антигрузинских выступлений: сначала "у вас", потом "у нас", а потом "есть еще армяне, азербайджанцы, турки-месхетин-цы", но главное, надо бы действовать "всем вместе" (так заканчивается это послание: "...или все вместе, или никто").

Неплохо вооружен автор цитатами (даже "англичанин" пригодился) и эпитетами, с помощью которых можно представить общего врага в самых черных красках: здесь и "разгул имперских амбиций" и недоброй памяти "грузинский меньшевизм", и вообще, "мини-империя", а дальше еще пойдет речь о "политическом лицемерии" и о "двойном стандарте" и о. "нравственных грехах". Но самым удивительным образом к ужасным преступлениям грузин, которые сами они, вспомнив о Боге, рано или поздно "отнесут в пассив своей политической истории" (так дальше по тексту письма) приписывается здесь рядом с 15-м июля и 23-м ноября... 9-е апреля. Это очень выразительная деталь. Допустим, как это ни дико, что и 15 июля в Сухуми, и 23 ноября в пригородах Цхинвали "грузины" с их "имперскими амбициями" выступали в роли "агрессоров" или "оккупантов". Но 9-е-то апреля тут при чем? В чем и перед кем провинилась "мини-империя", кто давил бронетранспортерами, добивал саперными лопатками, травил газами мирных людей - грузинские "меньшевики", проклятые "неформалы"?!

Нет, ничего не спутали, ни в чем не ошиблись авторы послания, выступающие от имени "Адамон Ныхас". Для них, действительно, 9 апреля, 15 июля и 23 ноября - три звена одной цепи, три последовательных удара по демократическим силам Грузии, три следующие друг за другом провокации, которые были, - раз о том предупреждало уже "мартовское послание", - задуманы очень давно.

94. Ю. Н. Воронов. Русская диаспора в Абхазии: история и современность. - В кн.: Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М.: 1992. С. 15.

95. С. Шамба: Абхазия - за суверенную федерацию горских народов в составе СССР. - Айдгылара (Единение), 1991. N 3. С. 6-7.

96. Муса Шанибов. Служить возрождению. - Кавказ, 1990, N 1 (1 октября) .

97. Юсуп Сосламбеков. Затянувшаяся прогулка по краю пропасти. К истории одной аннексии. - Кавказ, 1990, N 1 (1 октября).

98. Обращение "К абхазскому и грузинскому народам" было принято в Сухуми 26 августа 1989 г.; ксерокопия находится в распоряжении автора.

99. "Кто есть кто" в грузинской политике в Грозном еще представляли себе довольно смутно и явно путали имена Председателя национально-демократической партии Грузии Г. Чантуриа и руководителя Хельсинского союза 3. Гамсахурдиа.

100. Как видим, исторические познания авторов "Заявления" были тоже не слишком глубоки.

101. Это весьма знаменательное отступление. Вроде бы Еврейская АО здесь совсем не при чем, но воинствующий антисемитизм тех черносотенных обскурантистких сил, на которые пытались опереться противники демократических реформ и неизбежных государственных преобразований, проявляется в данном случае очевидно. В дальнейшем ревностные поиски "жидо-масонского заговора" будут идти рука об руку с проклятиями в адрес "меньшевистской Грузии" и "разрушителей СССР".

102. Заявление Народного фронта содействия перестройке ЧИАССР в связи с трагическими событиями в Абхазии. - Нийсо (Грозный). 1989, N 7-8. С. 1. Ксерокопия в распоряжении автора.

103. Телеграмма за подписью зам. Председателя "Адыга Хасе" А. В. Хатажукова была опубликована в газете НФА "Айдгылара" (Единение)" 1989,N2.

104. Обращение от 4 ноября 1989 г. было опубликовано в газете "Айдгылара" (Единение)", 1989, N 2.

105. "20 июля - сообщала газета "Заря Востока", - после пятидневной стоянки в зоне Сухуми под охраной милиции и внутренних войск МВД СССР в сторону Адлера прорвался 184-й пассажирский поезд "Ереван-Ростов" <...>. За исключением этого единственного состава <...> все остальные по-прежнему стоят у перронов Сухуми на ближайших к нему станциях и полустанках. Многие машинисты просто отказываются вести составы из-за боязни попасть под обстрел хулиганствующих националистически настроенных элементов". - Заря Востока. 1989. 21 июля. С. 2.

106 Айдгылара (Единение). 1990. N 4. С. 1.

107. Там же.

108. Станислав Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 79. г .> у

109. Баджур Сагария . Грузинские опричники в Абхазии. - Айдгылара (Единение), 1992, N 1 (022) С. 2-3.

110. Ю. Н. Воронов. Сваноколхи, Ашхароцуйц и убиенные апостолы. Ответ доценту Т. Мибчуани. - Айдгылара (Единение), 1990, N 3. С. 6.

111. Алексей Папаскири. Дружить могут только равные в правах. -Айдгылара (Единение), 1990, N 3. С. 4-5.

112. Автору многократно приходилось слышать в Сухуми, Новом Афоне, Гудауте от людей, составлявших обслуживающий персонал местных "госдач" и санаториев: "До Горбачева мы жили в раю, проклятые демократы всего нас лишили".

113. Надо отметить, что развязная травля Э. А. Шеварднадзе в абхазской националистической печати началась задолго до событий 1992 года. Так, под рубрикой "политические портреты" - газета "Айдгылара (Единение)" в декабре 1990 года перепечатала злобный антишеварднадзовский пасквиль из грозненской газеты "Нийсо" ("прораб застоя или архитектор перестройки?" - "Айдгылара (Единение)" 1990, N 6. С. 2-4). Она же беззастенчиво называла его "тираном", приписывала ему "жажду абсолютной власти" (Там же с. 5). Особенно охотно разыгрывала "Айдгылара" карту "партийного прошлого" Шеварднадзе, "разоблачала" его близость с Брежневым, политику 1970-х годов (см. напр.: Иван Донелюк. Женщины и министр". - "Айдгылара (Единение)". 1990 N 5. С. 7). Все эти "разоблачения" сливались в общий реакционный хор, вдохновляемый жаждой мести человеку нового мышления, соратнику Горбачева по перестройке, министру иностранных дел СССР, разрушившему "железный занавес". В унисон с мотовскими "заединщиками" часто вплетались в этот хор голоса самых дремучих мракобесов из Ассоциации горских народов Кавказа. Так, например, Юсуп Сосламбеков с поистине звериной яростью писал в 1990 году о грузинских "неформалах", которые "выполняют инструкции своего верного кунака, а ныне кремлевского вояжера Шеварднадзе" (Юсуп Сосламбеков. Затянувшаяся прогулка по краю пропасти. - Кавказ, 1990, (N1). 1 октября).

114. Программа Народного Форума Абхазии "Айдгылара". - Айдгылара (Единение), 1992, N 1 (022) С. 4.

115. Там же. С. 1.

116. Опубликован там же. С. 1, 5.

117. Ксерокопия документа в распоряжении автора. Исх. N 7-83 (от 28. 04. 1993 г.) Верховного Совета Абхазии в Гудауте, под крышей которого находится "Славянский дом".

118. Не приходится удивляться тому, что адресатом В. А. Логинова в данном случае является Р. Г. Абдулатипов, чье имя, наряду с именами Юрия Скокова и Владимира Лысенко связано с разработкой проекта "Концепции национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе" (опубликована в карачаевской газете "Юйге игилик (Мир дому твоему)", 1993, N 16. С. 2). Нам уже приходилось писать в комментарии к этому позорному документу:"...Главная цель авторов "Концепции..." <.„> это русификация Северного Кавказа. Они прямо требуют от государства "Недопущения критического падения этнического статуса населения, представляющего этническое ядро Российской Федерации". Эту лукавую формулировку нетрудно расшифровать: "этнический статус" - это большинство или во всяком случае засилье, высокий удельный вес среди народонаселения региона; "основное этническое ядро Российской Федерации" - это русские, а русские, по представлению авторов данной "Концепции", - это не просто народ, имеющий равные права с другими, и свободу выбора места жительства, и равную с людьми любой национальности возможность жить и работать там, где кто хочет, нет - это особое "ядро", носитель российской державности, и надо особо позаботиться о том, чтобы нигде на Кавказе численность ("статус") русских не упала ниже критического уровня. Отсюда главня цель - обеспечить массовую русскую колонизацию Северного Кавказа и на этой основе создать фактически русскую Северо-Кавказскую республику, или губернию, допустив там дозированную активность - на уровне игры в "самоуправление" и "национально-культурные автономии" - коренных, в том числе горских народов. Править бал в этой Северо-Кавказской республике, на этой земле должно будет "русскоязычное население". Эта цель так прямо и формулируется <...>:

"Инициирование образования самоуправляемого Северо-Кавказского региона с максимально возможным подключением к участию в нем русскоязычного населения, включая казачество, и с внутренним замыканием в нем этнических и конфессиональных противоречий региона". "Внутреннее замыкание" - это, видимо, так надо понимать, что казаки там разберутся и сами наведут порядок, не тревожа верховную власть". (Светлана Червонная. Концепция колонизации Северного Кавказа. - Юйге игилик, 1993, N 16. С. 3).

Интересы российских державников-"патриотов", старой партийной элиты и новой "советской" номенклатуры сходились здесь в самом главном -в том, что Логинов деликатно называл "возрождением общинности русского народа... на территориях ближнего, дальнего и внутреннего зарубежья".

119. Автор имел возможность на личном опыте убедиться в цензорских функциях руководства "Славянского дома" по отношению к абхазской печати. Завершая организованную в связи с моим приездом 12 августа пресс-конференцию в Сухуми, В. А. Логинов, обращаясь к журналистам, заявил: "Так, значит, все что было здесь сказано нашей гостьей в позитивном плане о Шеварднадзе, о политике Тбилиси, о возможностях абхазо-грузинского диалога, вычеркнуть. Подготовленные к печати материалы показать мне, без моей визы ничего не печатать!"

120. Из записи беседы автора с В. А. Логиновым в Сухуми 13 августа 1992 г.

121. С данными подсчетами, а также с текстом Устава землячества казаков Абхазии, с протоколом проведения "Круга" 14 июня 1992 г. автор имел возможность познакомиться в "Славянском доме" в августе 1992 г.

122. См.: В. Савичев. Казачий край, горячий край. - Аргументы и факты, 1992, N 37.

123. Григорий Мосикян. Я призываю всех к миру. - Демократическая Абхазия, 1992, 7 октября. С. 2.

Аналогичные высказывания армян, русских и других жителей Абхазии автору не раз приходилось слышать во время пребывания там как до, так и после начала войны.

124. См.: Вахтанг Джанашия. "Проблемы оружия здесь нет!" Президент Конфедерации горских народов Кавказа о КГНК и о себе. - Независимая газета, 1992, 2 сентября. С. 3. (Интервью Муса Шанибов дал в июле 1992 г.).

125. Там же.

126. Муса Шанибов. Служить возрождению. - Кавказ, 1990 г. N 1 (1 октября).

127. Итоговое "соглашение о принципах сотрудничества и взаимопомощи между Конфедерацией народов Кавказа и казачеством Юга России" было подписано выборными представителями Чеченской, Ингушской республик, Кабарды, Балкарии, Черкесии, Карачая, Адыгеи, Абхазии и ка-зачеств южных регионов в Ставрополе 28 апреля 1993 г. - уже в разгар войны.

128. ...Президент Конфедерации горских народов Кавказа о КГНК и о себе. - Независимая газета, 1992, 2 сентября. С. 3. Заметим в этой связи, что и зарубежная печать мусульманских стран обращает внимание на немусульманский характер как всего движения горских народов Кавказа, возглавленного Конфедерацией, так и абхазских выступлений против Грузии. Турецкий политолог Осман Нури Мердхан в журнале "Герчек", издаваемом в Анкаре (1992, N 10), подчеркивал: "...Большинство живущих в Грузии грузин и абхазов - христианской религии.

Поэтому ложными являются мнения, взгляды и рассуждения о религиозном характере конфликта в Абхазии, который якобы вызван противостоянием христиан и мусульман". Щит. по реферативному обзору: "Герчек" об Абхазии. - Демократическая Абхазия, 1993, февраль (Московский выпуск). С. 3.).

129. Независимая газета, 1992, 2 сентября. С. 3.

130. Юсуп Сосламбеков. Затянувшаяся прогулка по краю пропасти. -Кавказ, 1990, 1 октября.

131. Небезынтересны в этой связи некоторые исторические параллели. Террор большевистского, коммунистического Центра по отношению к грузинской интеллигенции уже в прошлом - в 1920-е годы, в звездный час сталинской "национальной политики" - сочетался, переплетался с искуснейшими интригами, в которых были задействованы "нацменьшинства" Грузии, прежде всего абхазы. Под предлогом заботы об их ущемленных интересах Сталин развязывал самые беспощадные кампании против грузинского "национализма", "уклонизма" и т. п., а по сути направленные против народа Грузии, против любых попыток отстоять самостоятельность Грузии.

Факты такого рода приводит Абдурахман Авторханов в своем исследовании "Империя Кремля", вспоминая, как на XII съезде РКП (б) в апреле 1923 года Сталин развернул атаку на грузинский "национал-уклонизм", приравнивая его по злостности к русскому великодержавному шовинизму и доказывая "не только вопреки фактам, но даже и здравому смыслу, что эти "национал-уклонисты" хотят установить господство грузин над всем Закавказьем". (А. Авторханов. Империя Кремля. Минск-М.: 1991. С. 21.) Объявленный лидером грузинских "национал-уклонистов" Буду Мдивани нашел в себе мужество рассказать на съезде, какие интриги в Грузии предпринимались по приказу самого Сталина с попытками втянуть в борьбу против неугодных Сталину лиц из Тбилисского руководства грузинские национальные меньшинства - аджарцев, абхазцев, южных осетин. (Там же. С. 22).

Руководители партийных структур и советских силовых ведомств образца 1989-1991 годов, видимо, с давних юношеских лет отлично усвоили уроки и тактику "отца народов".

Вряд ли помнили они в деталях печальную судьбу ленинского соратника Б. Мдивани, уничтоженного Сталиным, но своих идейных противников в современном Тбилиси, осмелившихся подобно Мдивани помыслить о самостоятельности Грузии, заговорить о суверенитете союзных республик, они стремились уничтожить по проверенному сценарию, в котором разыгрывалась карта грузинского национализма-шовинизма, а роль пострадавших и обиженных свидетелей должны были сыграть абхазы, аджарцы и южные осетины.

132. См.: Вадим Бакатин. Избавление от КГБ. М.: 1992. С. 49.

133. За Союз равноправных. - Кавказ, 1990, N 1 (1 октября).

134. Айдгылара (Единение), 1991, N 3 (012).

135. Надо отметить, что система двойного прикрытия в Абхазии настолько укоренилась, что даже в дни, когда уже можно было действовать открыто, никого не стесняясь, многие организаторы путча не решались расстаться с вывеской, прикрывавшей их деятельность. Еще 15-16 августа в Сухуми бухгалтерии и кассы различных учреждений культуры выдавали последнюю зарплату "культработникам", уже спешившим в полном боевом вооружении на свои командные "мобилизационные" пункты.

До последних минут торопливой эвакуации в здании Верховного Совета Абхазии на двери кабинета Ю. Н. Воронова оставалась табличка "Комиссия по правам человека", хотя трудно представить себе что-либо более противоположное "правам человека", чем те военные приказы, которые отдавались в эти минуты за этой дверью.

136. Владислав Григорьевич Ардзинба, абхаз по национальности, родился в 1945 г., окончил педагогический институт в Сухуми, в 1967 г. стал членом КПСС. В 1966 г. поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР и, благополучно защитив в 1971 г. кандидатскую диссертацию на весьма далекую от современности историческую тему ("Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения"), остался работать в Москве в том же институте востоковедения, пройдя здесь последовательно за 20 лет все должностные ступени от аспиранта и младшего научного сотрудника до заведующего сектором, в должности которого он был утвержден в 1987 году. За это время он обогатил науку солидной монографией "Ритуалы и мифы древней Анатомии", изданной в 1982 году. С защитой докторской диссертации в Москве как-то не получилось, но гостеприимный Тбилисский государственный университет открыл двери перспективному соискателю, и здесь, в Тбилиси, в 1985 году Ардзинба получил за "Ритуалы и мифы древней Анатомии" искомую ученую степень доктора исторических наук. Кажется, последним вкладом Ардзинбы в историческую науку была статья "К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов)" в сборнике "Древний Восток":

этнокультурные связи" (М.: 1988). С той поры Владиславу Григорьевичу стало не до древних культов: иной культ - собственной власти, иные железные игры вовлекали его в сферу своего магнитного притяжения. В 1988 году он стал директором Абхазского Института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа и через пару месяцев (даже переехать из Москвы еще не успел) решил, что своими энергичными мерами по собиранию в Институте национальных кадров и по вовлечению гуманитарных наук в политические дебаты приобрел у земляков достаточную популярность, чтобы баллотироваться от Абхазии в народные депутаты СССР. В мае 1989 года в составе Абхазской группы депутатов он отправился в Москву на 1-ый съезд, и там вскоре выяснилось, что обратно в Сухуми ему можно не возвращаться, так как одним из четырех представителей Абхазии (В. Г. Ардзинба, Р. А. Аршба, Р. Г. Салуквадзе, К. С. Чолокян) он избран для работы на постоянной основе в Верховный Совет СССР, с соответствующей зарплатой, московской квартирой и всем, что члену Верховного Совета полагалось.

Его назначили председателем подкомиссии по государственному и правовому статусу автономных республик, автономных областей и округов, и работать бы ему здесь в полном согласии с начальством (Анатолий Иванович Лукьянов большое уважение к нему проявлял и не раз честь оказывал:

принимал, выслушивал, советовал) до самого скончания века этого Верховного Совета (кто же знал, что конец так близок), однако уже осенью 1990 года старшие "товарищи посовещались и решили", что самое время и самое место Владиславу Ардзинбе возглавить Верховный Совет Абхазии. Стихийно такие вопросы в провинции в 1990 году еще не решались. И чем более непредсказуемой и неконтролируемой видалась из Москвы ситуация в Грузии, явно не намеревавшейся подписывать союзный договор, тем большие надежды возлагались на Владислава Ардзинбу. Он эти надежды оправдал сполна.

137. Ошибаются те, кто думает, будто Ардзинба "патологически ненавидит" грузин или как-то особенно любит своих соотечественников-абхазов или своих "братьев-адыгов", нежно симпатизирует русским или туркам: нет у него таких чувств. Он на любой народ пойдет войной, если эта война укрепит его личную власть, и любому союзнику откроет объятия, если этот союзник поддержит его пошатнувшийся трон. Нет у него ни религиозных, ни этнопсихологических предрассудков, ни отвлеченной идеи, за торжество которой он готов фанатично бороться. Его партия, его нация, его религия - это одно всепоглощающее "я", и свою роль "вождя" и "героя" он готов сыграть до конца.

138. Интересны результаты политологического исследования (см. А. Я. Шайневич. Пространство народных депутатов СССР (Анализ поименных голосований на II и III съездах народных депутатов). - История СССР, 1992, N 1. С. 4-40), согласно которым В. Г. Ардзинба в таблице условных количественных характеристик деятельности народных депутатов занимал среднее место (с. 22). Его "оппозиционность" к старому режиму характеризуется баллом "100" (для сравнения у Т. Гдляна - 200); "консерватизм" - 20, "радикализм" - О, озабоченность "правами республик" - 40. Умеренный оппозиционер, осторожный популист, никакой радикал, вялый консерватор, он, казалось, не представляет никакую крайнюю силу, и именно эта его "усредненность" делала его кандидатуру легко проходимой на разных выборах, в том числе и на отнюдь еще не очень простых выборах на пост Председателя Верховного Совета Абхазской АССР в декабре 1990 года. Он никому не казался опасной, одиозной фигурой.

139. Выступление Э. А. Шеварднадзе на сессии парламента республики Грузия. - Демократическая Абхазия. 1992, 25 ноября. С. 2.

140. В декабре "Декларация" распространялась в рукописях и ксерокопиях. Опубликована на грузинском языке в газете "Демократическая Абхазия", 1992, 21 октября. С. 3.

141. Там же.

142. Записка помощника В. Г. Ардзинбы прокурору Э. Барцицу, составленная "по поручению руководства", с просьбой "решить вопрос о возбуждении уголовного дела" опубликована в газете "Демократическая Абхазия", 1992, 21 октября. С. 3.

143. Как рассердились Владислав Григорьевич и Альберт Гаспарович... - Демократическая Абхазия, 1992, 27 октября. С. 3.

144. Выступление Э. А. Шеварднадзе на сессии парламента республики Грузия. - Демократическая Абхазия, 1992. 25 ноября. С. 2.

145. Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. Предварительный стенографический отчет о 3169-м заседании. (Нью-Йорк, 29 января 1993 года). С. 9-10.

146. Ксерокопия постановления в распоряжении автора.

147. Ксерокопия постановления в распоряжении автора.

148. Ксерокопия письма за подписью В. Ардзинбы (исх. N 15.73 от 21.05.93) в распоряжении автора.

149. Ксерокопия рапорта с собственноручной резолюцией В. Г. Ардзинбы и прилагаемого к нему списка-расчета с 34 пунктами продовольственных товаров находятся в распоряжении автора.

150. Ксерокопия Постановления Президиума Верховного Совета Республики Абхазия от 31 марта 1992 года в распоряжении автора.

151. Ксерокопия документа - в распоряжении автора.

152. Ксерокопия документа - в распоряжении автора.

153. По этическим соображениям мы не публикуем эти списки, поскольку речь идет о людях разной судьбы, об их семьях, детях и т. д.

154. По данным, которые сообщил автору Нугзар Мгалоблишвили, председатель Комиссии по правам человека Верховного Совета Абхазии Ю. Н. Воронов обеспечил проживание в Абхазии (выделение квартир в Сухуми, дачных участков, прописки при сохранении прежнего российского гражданства) по специально согласованным с В. В. Жириновским спискам значительной группе актистов Либерально-демократической партии. Об этих связях с тревогой говорил в своем выступлении на заседании Совета Безопасности ООН Александр Кавсадзе: "Ардзинба <...> управлял процессами совместно с лидером российской Либерально-демократической партии Жириновским. Как известно, в блоке "Союз" и в партии Жириновского сконцентрировались наиболее активные противники демократических преобразований и реформ в России". Мягко сказано.

155. Подробное исследование этого процесса содержится в кн.: Г. А. Дзидзария. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми: 1975.

156. Вопрос этот - общий для всех национальных движений. Русскому демократическому движению, скажем для сравнения, приходится тщательно взвешивать, на каких союзников из различных кругов, волн и поколений послереволюционной эмиграции оно может опереться, и какие феномены русского зарубежья (Эдуард Лимонов, Александр Зиновьев и тому подобные креатуры) оно должно решительно отсечь, предоставив красно-коричневым "патриотам" из "Дня" или "Памяти" принять их в свои объятия. Крымско-татарскому национальному движению (ОКНД, Медхилису крымско-татарского народа) необходимо отгородить себя от поползновений фашиствующих тюркских группировок (типа организации "Серые волки") в Европе и Турции подчинить себе это движение и т. д.

157. Все тексты цитированы по публикации в газете "Айдгылара" ("Единение"), 1990, N 2.

158. Ксерокопии предложений по торговым сделкам - в распоряжении автора.

159. Эти цифры сообщил автору Председатель Комиссии по правам человека Верховного Совета Абхазии Ю. Н. Воронов, дополнив их выводом:

"Такова экономическая политика Грузии в Абхазии". На вопрос о том, при чем здесь Грузия, если обеспечение населения хлебом всегда было в компетенции самой Абхазии, ответа не последовало.

160. Известия, 1991, 17 июля. С. 2.

161. "Нас ожидает тяжелое время", говорит Зураб Ачба, депутат Верховного Совета Абхазии, заместитель председателя Президиума Абхазского Народного Форума "Айдгылара". - Цбежа (Спектр), 1992, 21-27 мая. 3. Ачба прекрасно понимал нестабильность положения абхазского руководства, не имеющего ни народной поддержки, ни даже прочного большинства в парламенте, где сильная грузинская демократическая оппозиция могла в любой момент сорвать курс руководства на отделение от Грузии. "Ситуация в парламенте - это мина замедленного действия, - говорил он. - <„.> любые попытки абхазской части парламента наполнить реальным содержанием Декларацию о суверенитете воспринимались грузинской депутацией как проявление сепаратизма..." (Там же).

162. Выступление Э. А. Шеварднадзе на сессии парламента Республики Грузия. - Демократическая Абхазия, 1992, 25 ноября. С. 2

163. До 15 января 1992 г. МИД Грузии не получил ни одного официального документа о признании Грузии в качестве независимого государства мировым сообществом.

164. Гиви Ломинадзе: "Нам не за что мстить друг другу". - Свободная Грузия, 1992, 20 августа. С. 2.

165. Памятная записка "О событиях в Абхазской автономной республике". - Свободная Грузия, 1992, 20 августа. С. 1.

166. См.: О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.: 1993. С. 12.

167. Т. М. Шамба. Договор об основах взаимоотношений между республикой Абхазия и республикой Грузия (предложения к проекту). - Абхазия, 1992, 13 июня. С. 1. Опубликован также в кн.: Абхазия. Хроника необъявленной войны. М.: 1992. С. 24.

168. "Пока нас спасает только мегрельская подушка", - говорил Ю. Н. Воронов (из записи беседы автора с Ю. Н. Вороновым 13 августа 1992 г.) '

169. Запись выступления Э. А. Шеварднадзе по грузинскому радио 22 июля 1992 г.

170. Ксерокопия документа в переводе на русский язык находится в распоряжении автора.

171. По сообщению российского телеграфного агентства НЕГА: Поезда по-прежнему грабят. - Независимая газета, 1992, 12 августа. С. 1. Там же:

Галина Лапидус. Грузины стреляют в грузин. ЧП на железных дорогах.

172. Нетерпимость положения, создавшегося в Западной Грузии, исправить которое можно было только с применением военной силы, признают даже откровенные противники Шеварднадзе, обвиняющие его в том, что он начал войну с целью подавления независимой Абхазии. Так, О. Васильева приводит следующие факты, характеризующие положение в Западной Грузии накануне ввода войск Госсовета:"... постоянные взрывы мостов, железной дороги, линий электропередач, "практически ежедневное" ограбление поездов, в котором участвуют целыми селами, нападение на "Мхедриони" и национальную гвардию, захват заместителя премьер-министра Александра Кавсадзе 9 июля в Чхороцкуском районе и т. д.". - О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.:

1993. С. 57.

172а. См.: Бесик Уригашвили. Западная Грузия: и вечный бой?! - Известия, 1992, 13 августа. С. 2.

173. Известия, 1992, 13 августа. С. 2.

174. Независимая газета, 1992, 15 августа. С. 1.

175. Цит. по кн.: Абхазия. Хроника необъявленной войны. М.: 1992. С. 29.

176. Там же.

177. Там же.

178. Там же. С. 29-30.

179. Ксерокопия постановления в распоряжении автора.

180. О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М.: 1993. С. 12.

181. Демократическая Абхазия, 1992, 3 октября. С. 1.

182. Сам Кавсадзе, освобожденный 19 августа, рассказывал о своем 40-дневном пребывании в плену: "Из этих 40 дней 37 я провел на территории Абхазии. Меня открыто перевозили с одного места на другое <—> На территории Абхазии террористы свободно, не скрываясь, перемещались и днем и ночью". - ООН. Совет Безопасности. Предварительный стенографический отчет о 3169-м заседании. 29 января 1993 г. С. 8, 11.

183. П. Джапаридзе. 14 августа. Над Абхазией чистое небо (рассказ очевидца) - Демократическая Абхазия, 1992. N 6 (26 сентября). С. 2.

184. Здесь и далее документ цитируется по ксерокопии, находящейся в распоряжении автора. Обращение такхе публиковалось в кн.: Так это было... (Сост. С. Алиева) т. 3. М.: 1993. С. 323.

185. Там же.

186. День, 1992, N 35. С. 1.

187. См.: Известия, 1993, 7 апреля. С. 2

188. Автору пришлось эвакуироваться из Абхазии 16 августа на военно-транспортном самолете с воинского аэродрома в Гудауте вместе с беженцами из Сухуми и своими глазами видеть раненых и убитых, ставших жертвами сухумских снайперов (никаких грузинских войск в Сухуми тогда, 16 августа, просто не было).

189. См.: Майсурадзе по "комете" не стрелял - Независимая газета, 1992, 19 сентября. С. 3.

190. Сергей Бабурин: "Кровь Абхазии - на Кремле". - День, 1992, N 35 (30 августа - 5 сентября). С. 1.

191. Независимая газета, 1992, 21 августа. С. 3.

192. Ксерокопия постановления в распоряжении автора.

193. Ксерокопия Указа в распоряжении автора.

194. О. Супруненко. Русские в Сухуми. Из отчетка о поездке в Грузию с 13 марта по 1 апреля 1993 года. - Экспресс-хроника, 1993, N 17 (19-26 апреля). С. 3.

195. Независимая газета, 1992, 30 июля. С. 1.

196. Дмитрий Холодов. Никто не хотел уступать. - Московский комсомолец, 1993, 29 июля. С. 4.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ       

 

 

 

 

 

 

 

 

back